Первые экскаваторы
Чем дальше развивалось человечество от заросшего, невнятно мычащего человека в шкуре с примитивной палкой-копалкой в руках, тем глобальнее и масштабнее становились его открытия. Так незаметно на смену палке-копалке пришла сложная строительная техника.
Экскаватор Да Винчи
Здесь не обошлось без руки великого мастера, который в перерывах между «Джокондой» и «Тайной вечерей» «рисовал» эскизы различной строительной техники. Увлеченный масштабными гидротехническими проектами, Леонардо Да Винчи придумывал новые механизмы. Его проект землечерпальной машины считается прототипом первого в мире экскаватора.
Экскаватор Да Винчи представлял собой подъемный кран со штангами разной длины, его стрелы развертывались на 180°. Предназначался он скорее для подъема и транспортировки вырытого грунта, а не для рытья.
Пару лет спустя построенная по проекту Леонардо Да Винчи землечерпалка уже работала в засушливой Миланской долине, а руководил процессом сам автор чертежа. Но, как покажет история, это было только начало.
Паровой экскаватор
19-ый век ворвался в историю человечества смелым открытием - изобретением парового двигателя. В Америке в это время ощущалась просто катастрофическая нехватка рабочих рук при строительстве железных дорог: бесплатной армии и заключенных не было, рабство на подавляющей территории было отменено. В 1835 г. юный инженер Уильям Отис разрабатывает и по собственным чертежам создает первый в мире паровой экскаватор. Для его конструирования он использует общедоступные материалы, которые сам же и приобретает. Экскаватор Отиса представлял собой устройство, механизм которого напоминал движение человека с лопатой: набрав ковшом грунт, он опустошал его поворотным движением в ожидающий вагон.
Но это была лишь пробная модель парового экскаватора. Спустя год инженер усовершенствовал предыдущую версию машины и создал полностью соответствующую представлениям инженера модель: громоздкое устройство, мощностью 20 лошадиных сил. Заменял такой экскаватор примерно 180 рабочих и мог передвигаться исключительно по рельсам. До своей смерти талантливый изобретатель успел построить семь таких машин: одна из них отправилась в Англию, четыре в Россию, три остались в Америке.
Гидравлическая система экскаватора
Прогресс никогда не стоял на месте, новые технические изобретения постоянно совершенствовали и меняли облик экскаватора. Так, с изобретением гусеничного хода эксплуатировать технику стало возможно практически в любых условиях. Постепенно стали появляться механизмы с электрическим и дизельным двигателем. Строительные машины стали полноповоротными и более мобильными.
Но наиболее значимый прорыв в устройстве экскаватора произошел с внедрением гидравлической системы управления. Первенство принадлежит английской компании «Armstrong Whitworth». Основатель этой компании Джордж Армстронг был инженером и одним из самых богатых людей Европы. Его гидравлический механизм Тауэрского моста произвел настоящий фурор в мире. Гидравлическая система Армстронга успешно применялась в технике морского флота и мостах, но попытка внедрить ее в строительные механизмы успеха не имела: машины получились малоподвижными и громоздкими. Но именно с именем Армстронга связывают появление первого экскаватора на гидравлике.
Вторая Мировая война в корне изменила взгляды на строительную технику и ее конструкцию: требовалась максимальная мобильность, чтобы быстрее восстановить разрушенные заводы, фабрики и дома. Поэтому появилась идея монтировать экскаваторы на базе автомобиля для обеспечения быстрого перемещения с одной строительной площадки на другую.
В послевоенные годы на свет появился первый колесный прототип экскаватора, оснащенный гидравлической системой управления. Модель, созданная братьями Брунери «Yumbo S25» стала первым гидравлическим строительным механизмом, установленным на колесную базу грузовика.
Промышленный выпуск экскаваторов, оснащенных гидравлическим приводом, спустя некоторое время сумела наладить немецкая компания «Atlas», а вскоре появился первый полноповоротный образец такой машины на гидравлике.
Первый русский и советский экскаватор
Передовые позиции в производстве строительной техники в 19 веке занимала Америка. Старый Свет пока еще подозрительно поглядывал на такие новшества. В России до конца века основной объем земляных работ выполнялся вручную, с помощью лопат. Первый русский одноковшовый железнодорожный экскаватор был построен на Путиловском заводе. Впоследствии было построено 35 таких машин. Надо отметить, что первые русские экскаваторы с натяжкой можно было назвать техникой отечественного производства: производились они по американской лицензии.
С началом правления Сталина был взят жесткий курс на замену всего импортного строительного автопарка отечественным. После такой установки в кратчайшие сроки на Воткинском заводе был выпущен первый советский экскаватор М-III, который представлял собой паровую поворотную машину, имеющую деревянный кузов и цельнометаллическую стрелу. Позже появилось еще несколько моделей этого завода с большей вместимостью ковша. Затем к выпуску подобной техники подключился Ковровский завод. Строительные аппетиты Советского Союза росли, поэтому спустя несколько лет экскаваторы начинают выпускать Костромской, Дмитровский заводы, а также завод «Красный металлист».
Вот так строилась история первых экскаваторов. Всего пару столетий назад вся эта техника была лишь набросками и чертежами гениальных людей, которые терпели неудачи раз за разом, чтобы сегодня эти важные машины приносили сотни миллиардов своей стране на добыче полезных ископаемых или просто несли красоту окружающим при использовании в ландшафтном дизайне.
Комментарии к этой статье:
Добавить Ваш комментарий к этой статье:
Другие статьи |
---|
Другие новости | |||
---|---|---|---|
Деревянное и каркасное домостроение в Беларуси.
| В Минске прошла выставка деревянного и каркасного домостроения. Вниманию посетителей представили каркасные дома, современные модульные дома с применением энергоэффективных технологий, бани, изделия из клеенного бруса, строительные материалы. |
|